Интервью с Кучеренко
Л.Л., главным специалистом ОООиМ МРУО, куратором проекта по профориентационной работе в 2008 - 2010 гг.
Лариса Леонидовна, мы знаем, что не первый год в школах Мирнинского района ведется профориентационная подготовка школьников по Программе АК «АЛРОСА» и подобных программ в других районах нет. Как появилась программа в школах нашего района?
Анализ
современной социально-экономической ситуации, сложившейся в Республике
Саха в последние годы, свидетельствует о
том, что реализация масштабных проектов реструктуризации экономики региона
может быть существенно осложнена обостряющимися демографическими проблемами. В
районе по-прежнему сохраняется отрицательное сальдо миграции, пионеры первой
волны освоения края выходят на пенсию, а молодежь предпочитает уезжать в
центральные регионы России. В сложных социально-экономических условиях компания
«АЛРОСА» выступила с социальной инициативой разработки и реализации комплексной
программы «Будущее наших детей – будущее малой Родины». Суть данной программы
заключается в понимании того, что любовь подрастающего поколения к малой Родине
во многом зависит от качества их будущей жизни, от их возможности трудоустроиться,
получить шанс на успешную профессиональную карьеру и обеспечить себя и свою
семью в будущем. В рамках данной социальной инициативы компания «АЛРОСА» взяла на себя ответственность за развитие
территории, на которой она работает, создавая условия для профессионального будущего
молодежи.
В основу комплексной программы заложена идея
организации широкомасштабной профориентационной работы с молодежью,
направленной на формирование целей профессиональной карьеры в рамках
производственной деятельности акционерной компании. Участниками профориентационной
работы стали не только структурные подразделения АК «АЛРОСА», но и система
образования, учреждения культуры, представители власти, бизнеса и родительской
общественности.
Новизна
данной Концепции профориентационной работы состоит в том, что она впервые
выполняется по заказу компании как градообразующего предприятия на территории
Мирнинского района, объединяя всех субъектов социально-экономической жизни.
Традиционно
профориентационная работа являлась естественным продолжением лишь
педагогической работы школы с учащимися и в каком-то смысле ее логическим
завершением. Считалось, что помощь школьнику в выборе профессии не только
помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает
школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой
жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему
будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива
уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).
Однако,
несмотря на отдельные положительные результаты, профориентация в рамках системы
образования не способна достичь своей главной цели – а именно, формирования у
учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным
особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах.
Инициатива
градообразующего предприятия АК
«АЛРОСА», готового не только сформулировать основные идеи и принципы
профориентационной работы в регионе, но и обеспечить ее финансирование, носит инновационный характер. Компания
не только формирует социальный заказ, но и обеспечивает его выполнение,
координируя деятельность всех социальных институтов, вовлеченных в
профориентационную работу.
Программа корпоративного воспитания
будущего специалиста компании «Патриотизм,
уверенность, перспектива»
- это не просто подготовка молодежи к работе в
компании,
- это
воспитание нравственных основ профессиональной деятельности будущего
специалиста.
Это
подготовка будущего специалиста, разделяющего и реализующего в своей
профессиональной деятельности этические принципы работы компании как социально
ответственного бизнеса:
· деятельность АК АЛРОСА - это бизнес, работающий
во благо всего общества;
· социальная ответственность является
стратегическим приоритетом политики развития АК АЛРОСА.
· АК "АЛРОСА" рассматривает свою социальную
ответственность как участие в развитии общества в социальной, образовательной,
культурной и экологической сферах;
· этичное поведение АК "АЛРОСА" способствует
укреплению позиций компании на рынке и минимизации рисков;
· социальные ценности в деятельности компании
является конкурентным преимуществом АК "АЛРОСА".
Необходимость
формирования профессиональной деятельности будущего специалиста на этических
принципах работы компании позволяет сформулировать ведущую идею Концепции профориентационной работы – а именно, формирование
корпоративной культуры учащейся молодежи Мирнинского района как основы
ответственного выбора будущей профессии и проектирования своей профессиональной
карьеры в деятельности АК «АЛРОСА».
Одна из
важнейших и наиболее сложных задач при подготовке персонала в компанию с уже сложившейся корпоративной культурой — это
профессиональное образование специалистов, не только обладающих необходимыми
знаниями и навыками выполнения работы, но и разделяющих основные этические
ценности компании. Наиболее восприимчивым к формированию этических ценностей
является возраст обучения ребенка и подростка в школе. Поэтому в Концепции
профориентационной работы актуальной становится задача воспитания подрастающего
поколения, принимающего и разделяющего основные ценности АК «АЛРОСА»,
обеспечивающей работой, а, следовательно, и достойным будущим, большую часть
населения Мирнинского района.
Кто является автором программы «Патриотизм, уверенность,
перспектива»?
О.Г.Прикот, В.Н. Виноградов |
В
чем заключается инновационность программы воспитания будущих специалистов АК
«АЛРОСА»?
В
разработанной модели "Российское образование -2020" заложена основная
тенденция развития образования, а именно расширение возможностей для каждого,
построение и реализация гибких образовательных программ. Это призвано
обеспечить четыре следующих направления:
Во-первых, это доступность качественного
образования. То есть возможность для каждого из нас - и ребенка, и взрослого -
получить хорошее образование.
Во-вторых, содержание образования должно быть
обновлено таким образом, чтобы обеспечить инновационное развитие экономики и
общества.
В-третьих, образование должно стать непрерывным - то
есть человек в течение всей жизни сможет учиться и переучиваться, чтобы всегда
быть успешным на стремительно меняющемся рынке труда.
В-четвертых, система образования должна стать по-настоящему
открытой для общества и быть ориентированной на потребителя образовательных
услуг - то есть на нас, детей и родителей, работодателей, которым нужны умные
головы и золотые руки.
Программа корпоративного воспитания будущих
специалистов АК «АЛРОСА» учитывает, что владение информационными технологиями,
умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы,
все это новые составляющие современного
востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход
от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых
видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Таким образом,
основой современного образования становится формирование базовых
компетентностей современного человека:
· информационной
(умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для
решения проблем);
· коммуникативной
(умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
· самоорганизация
(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью,
полноценно использовать личностные ресурсы);
· самообразование
(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную
траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и
конкурентоспособность).
Следовательно, приоритетной
задачей региональной системы образования
является формирование ключевых компетентностей у
обучающихся.
Как будет решаться эта задача в
школах, что изменится в работе учителей?
Решение этой
задачи требует введения в образовательный процесс в целом и в программу
корпоративного воспитания будущих специалистов АК «АЛРОСА», в частности,
современных педагогических технологий, а именно технологию
проектно-исследовательской деятельности, имеющую интерактивный характер,
обеспечивающую самостоятельную деятельность учащегося по достижению
определенной цели и его самооценку. В
соответствии с этим претерпевает изменение и роль учителя: теперь он выполняет функции организатора деятельности,
консультанта, модератора групповой дискуссии учащихся, тьютора, сопровождающего
самостоятельную деятельность учащихся. Роль учителя при выполнении проектов
изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах
педагог выступает как помощник. Теперь педагог не передает знания, а направляет
деятельность школьника.
При работе над проектом учащийся решает
знáчимую для него лично проблему. Основное время, выделяемое на проектную
деятельность, необходимо для самостоятельной работы учащегося с различными
ресурсами (информационными, техническими и т.п.), поэтому работа над проектом
не может быть организована в рамках классного коллектива. При этом учащийся
достигает поставленной цели средствами различных учебных предметов, а также
информации и технологий, выходящих за их пределы, значит, работа над проектом
не может быть организована в рамках традиционного урока. Поэтому использование метода проектов предполагает
кардинальное изменение формы организации
образовательного процесса. Выполнение
проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при
этом каждый ученик может выбрать любую тему проекта - все, что захочет и что
сумеет сделать, учитывая свои интересы, наклонности, способности и решая
определенную проблему. Роль учащихся в учебном процессе
принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими
словами, ученик становится субъектом
познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов
и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает,
как и что делать.
Следует признать,
что каждый ученик имеет право:
-
не участвовать ни
в одном из предложенных проектов;
-
участвовать
одновременно в разных проектах, выполняя разные роли;
-
в любой момент
начать новый проект.
В процессе работы над проектом у учащихся вырабатывается собственный
аналитический взгляд на информацию.
Следовательно, реализация программы корпоративного
воспитания будущих специалистов АК «АЛРОСА» опирается на следующие инновационные
идеи развития образования:
- формирование ключевых компетенций учащихся;
- проектная организация самостоятельной работы
учащихся;
- внедрение элементов профессионального обучения в профильных классах
общеобразовательных школ.
Уникальность данной программы, наряду с вышеизложенным, состоит еще и в
том, что данная работа не только инициирована акционерной компанией «АЛРОСА»,
как предприятием градообразующим, но и получила с ее стороны полное
учебно-методическое обеспечение: оборудование для профориентационных кабинетов
(видеопроекторы, компьютеры, географические карты, портреты первооткрывателей,
необходимую литературу), учебные фильмы об истории алмазного края, о
структурных подразделениях компании, электронную библиотеку и даже разработан
сайт «АЛРОСИНКА», который будет выполнять функцию места общения всех участников
программы с целью обмена опытом, предъявления своих результатов работы через
форум, блоги, а также нести информационную нагрузку об истории развития,
функционировании акционерной компании «АЛРОСА». И, безусловно, особое внимание
заслуживает электронный учебник.
Работу в соответствии с учебным материалом, изложенном в электронном
учебнике, можно условно разделить на три этапа:
На I этапе (1-4 классы)
- проведение профессионального
информирования младших школьников.
На II этапе (5-9 классы)
- профессиональное информирование учащихся;
- профессиональная диагностика.
На III этапе (10-11 классы)
- профессиональная ориентация и формирование
начальных профессиональных знаний, включающая:
1) организацию начальной профессиональной
подготовки в профильных классах;
2)
организацию практических занятий и производственной практики в УК и
подразделениях Компании;
3) профессиональное воспитание школьников
путем формирования у них положительного отношения к труду через внедрение
системы стимулов (похвальных грамот, поощрительных поездок, оплаты обучения,
стипендий).
Структура
учебных пособий:
«Алмазное богатство Якутии» (1-4 классы);
«История алмазодобывающей промышленности Якутии и АК «АЛРОСА»» (5 -6 классы);
Лучшие люди АК «АЛРОСА» – профессиональная карьера и жизненный путь (7 класс);
Профессиональная ориентация на специальности АК «АЛРОСА» (8-9 классы);
Стратегия АК «АЛРОСА» и требования к современному специалисту (профессионализм и корпоративная этика) (10-11 классы).
«Алмазное богатство Якутии» (1-4 классы);
«История алмазодобывающей промышленности Якутии и АК «АЛРОСА»» (5 -6 классы);
Лучшие люди АК «АЛРОСА» – профессиональная карьера и жизненный путь (7 класс);
Профессиональная ориентация на специальности АК «АЛРОСА» (8-9 классы);
Стратегия АК «АЛРОСА» и требования к современному специалисту (профессионализм и корпоративная этика) (10-11 классы).
Каждое пособие, таким образом, состоит из
32-34 отдельных тем, объединенных в 3 блока самостоятельной работы учащихся. Каждая
тема представляет собой небольшой блок информации и блок заданий для
самостоятельной работы ребят. Каждая тема реализуется на классном часе и в
самостоятельной работе учащегося во внеурочное время.
Когда в школах района начали работать по
профориентационной программе АК «АЛРОСА»?
В 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Мирнинского
района началась реализация программы корпоративного воспитания будущих
специалистов АК «АЛРОСА». В эту работу включились 257 классов-комплектов (что
составило 53% от общего количества) во всех ОУ района. Одним из условий
заказчика программы профориентационной работы являлось проведение ежегодного
конкурса ученических работ «Алмазная россыпь проектов» как гаранта эффективной
работы педагогов и ребят. Каждое образовательное учреждение должно было
заявиться на участие в конкурсе по пяти номинациям: возрастная категория 1-4
классов, далее – 5-6, 7, 8-9, 10-11 классов.
В мае
2009 года состоялся первый районный конкурс «Алмазная россыпь проектов». В
работе 5 секций было представлено 83 ученических проекта. В работе экспертных
групп приняли участие работники подразделений АК «АЛРОСА», представители
власти, бизнеса, родительской общественности. Cпециальный приз районного
управления образования получила работа «Сказка о том, как Лиса открыла город Мирный». Хотелось бы отметить, что одним из победителей в
конкурсе проектов стала ученица МОУ «СОШ № 15 п. Светлый» Иванова Анна, ее
работа называлась «Я могу работать в акционерной компании «АЛРОСА». После
победы в конкурсе Ане было предложено заключение договора на получение высшего
профессионального образования по профилю алмазодобывающей промышленности с тем
условием, что по окончании ВУЗа девушка возвратится в г. Мирный и будет
осуществлять свою профессиональную деятельность в АК «АЛРОСА».
Также в рамках данной программы
проводятся разноплановые мероприятия: конкурсы открытых уроков, семинары, марафоны,
литературно-художественные конкурсы, экскурсии на предприятия компании, встречи
с ведущими специалистами структурных подразделений компании.
И все это говорит о том, что работа проводится
очень большая, нужная и интересная, ведь научить ребенка любить малую родину, помнить своих предков, уметь
соблюдать традиции семьи, города, района, республики – это значит воспитать
достойного гражданина страны. Задача архиважная на сегодняшний день. К
сожалению, многие молодые люди сегодня
стремятся уехать из родного села, поселка, города. Но это не лучший шаг!
Особенно с духовных позиций. Ведь не зря человек родился здесь, значит, именно
здесь он может решить свои задачи! Народная мудрость гласит: где родился, там и пригодился. Сегодня
часто приходится слышать слова о любви ко всей Земле, ко всему человечеству.
Это заблуждение или просто обман. Полюби себя и самого близкого человека и
тогда говори о любви ко всему человечеству! Полюби свой род, своих
родственников, свою малую родину и после этого говори о любви к другим народам,
к Земле, ко всей Вселенной!
Интервью взяли А.Попова, И.Золотарёв.
Наши итоги участия в конкурсе «Алмазная россыпь проектов»
с нашей точки зрения.
21 апреля 2012
года в СОШ №26 г. Мирного состоялся районный ученический конкурс «Алмазная
россыпь проектов», организаторами которого являются Акционерная компания «АЛРОСА» и Мирнинское управление образования.
Ежегодно, начиная с 2009 года, конкурс проводится в рамках комплексной программы профориентации
школьников Мирнинского района. На участие было заявлено 83 творческих работ школьников, из них 26
проектов были заявлены на заочное участие. Традиционно заочное участие
принимают обучающиеся, которые не могут приехать на конкурс из школ отдалённых населенных пунктов:
Сюльдюкар, Айхал, Удачный.
В этом году работы школьников были выполнены в
разнообразных формах: исследовательские работы, презентации моделей, макетов,
поделок по теме, проекты по разработке решений проблем по развитию, улучшению
работы подразделений компании,
бизнес-планы, мультимедийные презентации о востребованных профессиях,
театральные постановки из истории становления алмазодобывающей промышленности,
интерактивные, мультимедийные игры по теме конкурса, Интернет-страницы, проекты
старшеклассников по подготовке к успешной работе в АК «АЛРОСА». Конкурсные работы школьниками были выполнены
индивидуально, в парах и группах, поэтому из 15 общеобразовательных школ и 3
Центров дополнительного образования детей всего на участие в очной форме было
заявлено 111 школьников, на заочное участие – 49.
В составе команды Седьмой школы приняли
участие всего 19 учащихся, что составило 12% всех участников. Доля участия
команды СОШ №7 в очной форме составило 16% (18 из 111 участников). Заочное участие приняла 1 работа в связи с отъездом участника Досмамбетова А., обучающегося 9
Б класса, в составе команды школьников Республики Саха (Якутия) на
Всероссийскую предметную олимпиаду в г. Иркутск.
Творческие работы СОШ №7 составили 6 проектов из 57, заявленных на участие в очной форме, что
составило 11%. В этом году обучающиеся нашей школы выступили во всех 6 возрастных категориях. Команда
учащихся Седьмой школы оправдала надежды, выступила дружно, сплоченно и добилась успехов.
По итогам конкурса
экспертными комиссиями награждены:
Дипломом
I степени среди 8 – 9 классов Досмамбетов А.,
обучающийся 9 Б класса, за исследовательский проект «Портрет наиболее востребованной профессии в Центре
сортировки алмазов в городе Мирный РС (Я)», руководитель Хацукова Т.С.,
педагог-психолог.
По итогам оценки проектов школьников организаторами
конкурса были дополнительно поощрены авторы лучших работ. Из наших участников дипломом в номинации «Специальный приз межрегионального
профсоюза работников АК «АЛРОСА» (ОАО) «Профалмаз» за лучший инновационный проект» отмечены:
– Винокуров В. (8Б), Будников В.(8 Б), Волков А.(8 А), руководитель Аммосова О.А;
– Попова А., Золотарёв И., Пономарёв Е., обучающиеся
10 А класса.
К сожалению, без призовых мест остались наши
младшие участники конкурса. Но у них все победы впереди! Мы в сравнении с ними уже имеем меньше шансов победить в конкурсах
школьников, так как через 1 – 2 года закончим школу. Конечно, они этого сейчас
не понимают, должны достигнуть нашего возраста, чтобы понять.
Благодарим от
своего имени наших младших участников конкурса за замечательные творческие
работы и достойное участие на районном уровне!
Алексеева Юлия,
Сабитов Данил, учащиеся 3В класса под руководством С.И. Баиртовой выступили с проектом
игры для своих сверстников «Как всё
начиналось…».
Учащиеся параллели 6-х классов Соловьев Дмитрий (6В), Яковлев
Семен (6В), Мунтян Виолетта (6 Б), Ищенко Даниил (6А), Деменкова Юлия (6 Б)
показали театральную постановку «Алмазный поясок», проделав огромную
подготовительную работу по подготовке театральных реквизитов к своему
выступлению под руководством В.В. Соловых, учителя русского языка и литературы.
Наши старшеклассницы Кравченко М. и
Червякова В. также не принесли призового места школе, но они уже являются
победителями – это призёры школьного тура конкурса. И, как сказал один из
экспертов при подведении итогов конкурса, они победили себя, свое желание меньше работать. Да, мы согласны,
действительно участие в конкурсе такого уровня требует приложения некоторых
усилий и изменения себя.
Здесь мы хотим заметить, что среди
участников есть учащиеся, которые под
руководством своих учителей систематически и целенаправленно работают над
изучением истории алмазодобывающей промышленности. Попова А., Золотарёв И.,
обучающиеся 10А класса, участвуя в районной викторине, посвященной 55-летию треста
«Якуталмаз» и 20-летию АК «АЛРОСА», прошли заочный (отборочный) тур, приняли
участие в очном туре и получили поощрительные призы за участие. Лупик Е., Сулайманов
Т., Кирилюк И. вместе со своим 7А классом стали победителями викторины и были
награждены в номинации «Самый активный класс». Алексеева Ю., Сабитов Д., учащиеся
3В класса под руководством С.И. Баиртовой 3-й год работают, из года в год
дополняя, меняя форму предъявления своего исследования «Как всё начиналось…». В мае 2011 года по
итогам конкурса «Мой Мирный – алмазная столица», посвящённой памяти первооткрывателя трубки «Мир» Е. Н.
Елагиной и проведённой в деловой библиотеке КСК
АК «АЛРОСА» I место было
присуждено Сабитову Д. и Алексеевой Ю.,
обучающимся 2в класса за проект «Город Мирный – самый северный, самый алмазный».
Творческая работа «Мозаика истории алмазного края» Винокурова В., Будникова В.,
учащихся 7Б класса по итогам конкурса «Алмазная россыпь проектов» - 2011
поощрена публикацией на сайте «Город Мирный».
И, подводя итог, еще раз вернёмся к
количественному анализу, к объективным фактам. Победителями стали 10 из 19
конкурсантов СОШ №7, то есть 53% участников, направленных от школы. На 7 работ имеем
3 диплома и 2 специальных приза. Если учесть, что одна из работ награждена в 2-х номинациях, то 4
работы стали призовыми. Это составляет 57% всех конкурсных проектов Седьмой
школы.
замечательно.
слаженно,
организованно,
Поработали
Так держать
Седьмая! Вперёд к развитию, дальнейшим
победам!
Кто в первый раз начинает работать над проектом по профориентационной программе всегда задается вопросом: "Какие проектные работы были сделаны учащимися, с какими темами проекты уже были представлены на конкурсах?"
Вашему вниманию представляем программы районных конкурсов "Алмазная россыпь проектов".
Удачной Вам работы!
Комментариев нет:
Отправить комментарий